Поменяли бампер на «кенгурятник», апгрейдили движок и приварили фаркоп – идеально, можно смело отправляться в путь по бездорожью или по городским улицам.
Но сначала в ГИБДД, чтобы зарегистрировать изменения в конструкции транспортного средства. А если не хочется? Тогда ожидайте штраф и маячащие на горизонте проблемы с целостностью самого автомобиля. Ведь за незаконный тюнинг полагаются штрафы, а если изменения конструкции авто повлекли за собой технические неисправности, то в перспективе может появиться и аварийная ситуация из-за некачественного сварного шва или неподходящей детали.
В этой статье мы расскажем, какие изменения в конструкции автомобилей подлежат регистрации в ГИБДД, как правильно оформить все документы и избежать штрафных санкций.
Какие изменения в конструкции нужно регистрировать?
Для легковых автомобилей

- Замена двигателя. Новая силовая установка способна существенно повлиять на безопасность и экологические характеристики машины. Более мощный двигатель увеличивает расход топлива и скорость передвижения автомобиля по дороге.
- Изменения в трансмиссии, тормозной и/или топливной системах. Все эти системы критичны для безопасности транспортного средства. Нарушения в процессе изменения их конфигураций могут привести к аварийным ситуациям.
- Установка ГБО. Газобаллонное оборудование позволяет водителю экономить на топливе, но при этом оно способно изменить ходовые характеристики автомобиля и повлиять на безопасность его эксплуатации. Поскольку газ является горючим веществом, установка ГБО требует тщательной проверки системы на герметичность.
- Замена частей, влияющих на видимость — любые изменения в осветительных приборах могут повлиять на видимость дороги в ночное время и безопасность других участников движения. Например, слишком яркие или неправильно установленные фары могут ослеплять водителей встречных автомобилей.
- Изменение цвета кузова. Автомобили в потоке идентифицируют не только по госномерам, но и по внешнему виду. Новый оттенок краски кузова необходимо внести не только в ПТС, но и в базу данных ГИБДД для корректного учета.
Для внедорожников

- СВАП двигателя на более мощный. Изменение мощности двигателя влияет на нагрузку на другие системы автомобиля (тормоза, подвеску и т.д.), поэтому в ряде случаев может потребоваться доработка этих систем.
- Изменения в осветительных приборах. При установке новых фар, особенно более мощных, необходимо удостовериться, что они не создают помех для других водителей. Слишком яркие (ксеноновые) могут ослепить водителя на встречной полосе и спровоцировать ДТП.
- Установка внедорожной резины. Шины с более крупным диаметром или предназначенные для особых условий эксплуатации могут изменить поведение автомобиля на дороге. Для использования такой резины может потребоваться дополнительно переделать подвеску, чтобы обеспечить стабильное поведение транспортного средства на разных типах покрытия.
- Установка фаркопа, расширение арок. Такие изменения могут увеличить габариты автомобиля, повлиять на его управляемость и затруднить маневрирование на узких дорогах.
Для грузовых автомобилей

- Замена типа или количества сидений. Такие изменения могут изменить категорию транспортного средства, что влияет на требования к безопасности и регистрации. Например, для грузовика, переделанного из микроавтобуса, будут действовать правила эксплуатации и налогообложения, применимые именно к грузовым транспортным средствам.
- Установка КМУ, гидроборта, самосвального оборудования. Любое добавление специализированного оборудования влияет на эксплуатационные характеристики автомобиля. Оно может изменить вес, размер, и маневренность транспортного средства, а также повлиять на его безопасность при перевозке грузов.
- Удлинение рамы. Корректировка данного параметра влияет на распределение массы, маневренность и общую безопасность автомобиля. Это важно для соблюдения стандартов безопасности и корректного учета автомобиля в ГИБДД.
- Переоборудование седельно-сцепного устройства. Изменение сцепки или установка другого устройства для тягача влияет на способ транспортировки фургонов и безопасность как автомобиля, так и других участников дорожного движения. Неправильные или несанкционированные изменения могут привести к авариям при эксплуатации.
Какие изменения в авто регистрировать не нужно?
Замена стандартных запчастей
Если вы меняете тормоза, фильтры, амортизаторы и другие компоненты, которые указаны в документации производителя, то это не считается изменением конструкции. Важно, чтобы новые детали имели те же характеристики, что и оригинальные, и были одобрены для этой модели производителем.
Дополнительные комплектующие
Если добавляются элементы, которые производитель разрешает устанавливать на вашу модель автомобиля (коврики, защитные покрытия, багажники и т.д.), регистрация изменений не требуется. Эти дополнения не изменяют конструкцию машины и не влияют на безопасность.
Использование заводских комплектующих
Установка запчастей, рекомендованных производителем (оригинальных зеркал, фар, радиаторных решеток и т.д.) не требует регистрации изменений. Это не изменяет конструкцию машины, а лишь поддерживает ее в соответствии с рекомендациями завода-изготовителя.
Тюнинг внедорожника
На примере классического внедорожника рассмотрим основные виды доработок: какие возможны, для чего могут понадобиться и зачем их нужно регистрировать.

Тюнинг внедорожников — популярный способ улучшить их проходимость и внешний вид. Однако любые изменения, которые затрагивают конструкцию автомобиля, требуют обязательной регистрации.
1. СВАП двигателя на более мощный
- Что это: Замена штатного двигателя на более мощный.
- Зачем регистрировать: Увеличение мощности влияет на динамические характеристики авто, что может повлиять на безопасность и управляемость. Регистрация подтверждает, что двигатель соответствует нормативам и не угрожает окружающим.
2. Изменение характеристик приборов внешнего освещения
- Что это: Установка мощных фар, противотуманок, дополнительных световых приборов.
- Зачем регистрировать: Неправильное освещение может ослепить водителей встречного транспорта. Регистрация гарантирует, что световые приборы соответствуют требованиям безопасности.
3. Внедорожная резина и колеса увеличенного радиуса
- Что это: Установка шин с агрессивным протектором или колес большего размера.
- Зачем регистрировать: Такие изменения влияют на устойчивость, управляемость и тормозной путь автомобиля. ГИБДД проверяет, чтобы транспортное средство оставалось безопасным на дорогах общего пользования.
4. Установка шноркеля
- Что это: Воздухозаборник для увеличения глубины преодолеваемого брода.
- Зачем регистрировать: Хотя шноркель незначительно влияет на конструкцию, его установка меняет аэродинамику автомобиля и может затруднять видимость. Законность подтверждается регистрацией.
5. Фаркоп и расширение арок
- Что это: Установка сцепного устройства для прицепов или расширение колесных арок.
- Зачем регистрировать: Эти изменения могут повлиять на весовые нагрузки и устойчивость, а также на безопасность при буксировке.
6. Установка обвесов, бамперов и спойлеров
- Что это: Защита кузова и улучшение внешнего вида.
- Зачем регистрировать: Модификации, влияющие на геометрию кузова, могут изменить динамику машины, особенно при столкновениях. Регистрация подтверждает безопасность изменений.
Любые конструктивные изменения, направленные на улучшение характеристик внедорожника, должны быть согласованы с ГИБДД. Это не только убережет вас от штрафов, но и обеспечит безопасность на дороге.
Документы для регистрации внесения изменений в конструкцию ТС

Чтобы зарегистрировать все изменения, автовладельцу необходимо предоставить:
- заключение предварительной экспертизы. До начала тюнинга автомобиля необходимо получить подтверждение возможности установки дополнительного оборудования на ТС в рамках предварительной экспертизы. С указанным заключением автовладелец обращается в ГИБДД, где получает разрешение на переоборудование своей машины;
- заявление. Чтобы зарегистрировать изменения в конструкции ТС, их нужно задекларировать: подробно описать суть и объем проводимых работ. Чем грамотнее составлено описание, тем меньше вопросов возникнет у регистрирующих органов, поэтому рекомендуем обратиться к специалистам для подготовки данного документа;
- документы СТО. Все изменения в конструкцию транспортных средств обязаны вносить специалисты сервисных центров, владеющие соответствующие знаниями и необходимым опытом. Подтвердить их квалификацию могут лицензии и сертификаты СТО, а факт вашего обращения в сервисный центр — договор об оказании услуг по переоборудованию ТС и квитанция;
- протокол проверки безопасности. После завершения по переоборудованию автомобиль проверяется на безопасность. Если все в порядке, данный протокол заполняется и прикладывается к пакету документов для регистрации изменений в конструкции ТС.
Не уверены, что сможете собрать документы самостоятельно? Доверьте эту задачу команде экспертов Лаборатории «Тест-Драйв»!
Ответственность за нарушения

Ответственность за несвоевременную регистрацию изменений в конструкции транспортного средства в 2024 году довольно серьезна и предусматривает несколько видов наказаний.
Штрафы для водителей:
- Штраф за управление ТС с не зарегистрированными изменениями:
- Для физических лиц — от 500 до 800 рублей.
- Повторное нарушение — штраф 5 000 рублей или лишение прав на срок до 3 месяцев.
- Отсутствие регистрации в ГИБДД после внесения изменений:
- Штраф за непредставление автомобиля для регистрации изменений составляет 2 000 рублей для водителей и 10 000 рублей для должностных лиц.
Штрафы для владельцев (юридических лиц):
- Для юридических лиц, не оформивших изменения, штраф может достигать 200 000 рублей.
Дополнительные меры:
- Возможна эвакуация автомобиля на штрафстоянку, если конструктивные изменения влияют на безопасность движения.
- Проблемы при прохождении техосмотра: без регистрации изменений автомобиль не пройдет диагностику, что делает невозможным получение диагностической карты и, как следствие, ОСАГО
Эти санкции подчеркивают важность своевременного оформления любых изменений. Водителям стоит понимать, что процедура регистрации — не только бюрократическая необходимость, но и элемент обеспечения безопасности на дорогах.
Этапы регистрации изменений в конструкции транспортного средства
Регистрация изменений в конструкции автомобиля проходит в несколько этапов. Процедура обязательна для узаконивания любых доработок, которые влияют на безопасность или основные технические характеристики авто.
1. Получение заключения предварительной технической экспертизы
- Что это? Оценка возможности внесения изменений в конструкцию вашего автомобиля.
- Где получить? В аккредитованной испытательной лаборатории.
- Зачем? Эксперты оценивают, насколько предложенные изменения безопасны и соответствуют требованиям нормативных актов, таких как ТР ТС 018/2011.
- Результат. Вы получаете заключение с перечнем всех планируемых (или реализованных) доработок.
2. Получение разрешения в ГИБДД
- Что нужно? Подать заявление с приложением полученного заключения экспертизы и других документов (паспорт, доверенность, если оформляет не владелец).
- Где подать? В отделении ГИБДД или через портал госуслуг.
- Результат. Разрешение на внесение изменений в конструкцию автомобиля.
3. Внесение изменений в конструкцию
- Кто выполняет? Лицензированные СТО или мастерские с соответствующей аккредитацией.
- Для чего? Убедиться, что установка проводится в соответствии с рекомендациями лаборатории. Все работы документируются, выдается декларация соответствия.
4. Проверка безопасности транспортного средства после внесения изменений
- Что это? Повторное обращение в испытательную лабораторию для проведения испытаний автомобиля с внесенными изменениями.
- Результат. Протокол проверки безопасности, подтверждающий, что транспортное средство безопасно и соответствует нормативам.
5. Получение свидетельства о соответствии в ГИБДД
- Что нужно? Подать заявление на получение СКТС (свидетельства о соответствии конструкции требованиям безопасности).
- Какие документы предоставить?
- Протокол проверки безопасности.
- Декларацию об установленном оборудовании.
- Квитанцию об оплате госпошлины.
- Результат. Осмотр автомобиля инспектором, который сверяет внесенные изменения с документами, после чего выдается СКТС.
6. Технический осмотр и ОСАГО
- Почему важно? После внесения изменений машина должна пройти техосмотр для получения новой диагностической карты. Без этого невозможно оформить ОСАГО.
- Где пройти? На официальных пунктах технического осмотра.
7. Внесение изменений в ПТС и СТС
- Что это? Завершающий этап регистрации.
- Зачем нужно? В течение 10 дней после получения СКТС необходимо обновить информацию в ПТС и СТС.
- Где сделать? В отделении ГИБДД.
- Результат. Обновленные документы и полностью легализованный автомобиль.
Эти этапы обязательны для всех водителей, которые хотят избежать штрафов и проблем с законом.
Вопрос-ответ
1. Могу ли я самостоятельно установить оборудование или внести изменения в конструкцию авто?
Закон не запрещает автовладельцу устанавливать дополнительное оборудование или изменять конструкцию транспортного средства самостоятельно, но эти изменения обязательно должны быть проверены и сертифицированы аккредитованной лабораторией. Без сертификатов и заключений вы не сможете легализовать изменения, что приведет к штрафам и проблемам с регистрацией авто.
2. Нужно ли регистрировать изменения, если я использую автомобиль только на частной территории?
Если транспортное средство не выезжает на дороги общего пользования, регистрация изменений не требуется. Однако, если вы планируете выехать на такую дорогу, даже временно, автомобиль должен соответствовать требованиям ГИБДД.
3. Что делать, если изменения уже внесены, но не зарегистрированы?
Если вы уже изменили конструкцию авто, вам тем более нужно пройти ту же процедуру регистрации. Сначала обратитесь в лабораторию для получения заключения экспертизы, затем получите разрешение в ГИБДД, проверка безопасности изменений, а далее завершите все остальные этапы. Однако учтите, что за эксплуатацию авто незарегистрированным переоборудованием вас могут оштрафовать.
4. Можно ли обжаловать отказ ГИБДД в регистрации изменений?
Да, отказ в регистрации можно обжаловать. Для этого нужно обратиться в вышестоящее подразделение ГИБДД или подать жалобу в суд. Основаниями для обжалования могут быть несоответствия в процедуре отказа или недостаточная аргументация отказа в письменной форме.
5. Какие риски существуют при использовании незарегистрированных изменений?
Кроме штрафов и административной ответственности, основным риском является возможность аннулирования регистрации автомобиля. Кроме того, в случае ДТП страховка ОСАГО может не покрыть ущерб, так как страховая компания имеет право отказать в выплате, если автомобиль не соответствует зарегистрированным техническим характеристикам.
6. Можно ли зарегистрировать изменения на автомобиль, который находится в лизинге?
Да, изменения можно регистрировать, но потребуется согласие лизингодателя. Так как автомобиль юридически принадлежит ему, любые изменения в конструкции должны быть согласованы с компанией-владельцем. Обычно это прописано в договоре лизинга. Без такого согласия ГИБДД может отказать в регистрации.
7. Влияют ли изменения в конструкции автомобиля на стоимость ОСАГО или КАСКО?
Да, изменения могут повлиять на стоимость страховки. Например, установка мощного двигателя или другого дополнительного оборудования, повышающего риски (внедорожные обвесы, спортивные элементы), может увеличить базовую ставку ОСАГО. При оформлении КАСКО страховая компания также учитывает все внесенные изменения и их потенциальное влияние на безопасность и стоимость ремонта.
8. Сколько времени занимает процесс регистрации изменений в конструкции автомобиля?
Процесс может занять от нескольких дней до нескольких недель в зависимости от региона, загруженности инспекторов и этапов проверки. В среднем весь цикл — от получения предварительного заключения до получения обновленных документов — может занять 2–4 недели.
9. Можно ли пройти регистрацию изменений онлайн через Госуслуги?
Да, на портале «Госуслуги» можно подать заявление на внесение изменений в конструкцию автомобиля и запись на техосмотр в ГИБДД. Однако сам осмотр и выдача документов требуют личного присутствия владельца автомобиля.
Нормативная база
1. Постановление Правительства РФ от 06.04.2019 № 413 (ред. от 01.02.2021) | Определяет порядок внесения изменений в конструкцию транспортных средств |
2. Технический регламент Таможенного союза — ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» | Содержит общие правила по вводу на рынок транспортных средств и условия их эксплуатации, в т.ч. требования к габаритам, безопасности, массе и т.д. |
3. КоАП РФ Статья 12.5 | Содержит перечень штрафов за эксплуатацию автомобиля с незарегистрированными изменениями конструкции. |
4. Приказ МВД России от 10 сентября 2019 г. № 612 | Описывает порядок предоставления услуги по выдаче разрешения на внесение изменений в конструкцию ТС, находящихся в эксплуатации. |
5. Приказ МВД России от 10 сентября 2019 г. № 613 | Описывает процесс выдачи свидетельства, подтверждающего соответствие ТС требованиям безопасности после внесённых изменений. |
6. Решение Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 | Содержит перечни запрещенных и разрешенных изменений в конструкцию ТС. |
7. ГОСТ 59889-2021 «Транспортные средства. Внесение изменений в конструкцию транспортных средств, находящихся в эксплуатации. Технические требования, технический контроль и методы испытаний» | Стандарт содержит перечень допустимых изменений конструкции автомобилей, требования к их проверке, а также методы испытаний и список запрещённых видов переоборудования. |